ФОРУМ ГОТОВИТСЯ К ПЕРЕНОСУ
В связи со сложной обстановкой на сервисе borda.ru готовится перенос форума на новую платформу.
Все темы, информация обо всех участниках будет сохранена.
Просьба не беспокоиться, все будет хорошо. Я буду держать вас в курсе всех изменений.
Архивариус

АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1177
Зарегистрирован: 09.07.09
Откуда: Samara
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.11 20:08. Заголовок: Наша история


В лицах и событиях.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 80 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 2442
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.11 11:14. Заголовок: Да... 70 лет прошло ..


Да... 70 лет прошло с того дня. Сколько же горя хлебнули эти люди.
jiva,


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1244
Зарегистрирован: 09.07.09
Откуда: Samara
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.11 13:53. Заголовок: Пожарная команда Рже..


Пожарная команда Ржевского полигона начала 20х годов:




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
старожил




Пост N: 5134
Зарегистрирован: 10.02.10
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.11 13:56. Заголовок: Сто лет назад). Так ..


Сто лет назад). Так вот через сто лет на наши фото будут смотреть потомки удивленными глазами и вздыхать: - Надо же, как было тогда...
jiva, спасибо)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2460
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.06.11 09:58. Заголовок: jiva, спасибо.) Как ..


jiva, спасибо.) Как необычно эта пожарная команда смотрится.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 105
Зарегистрирован: 03.03.11
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.11 14:21. Заголовок: jiva, такие худые вс..


jiva, такие худые все были...и очень выделяется сильно вытянутое лицо женщины с испуганно заинтересованным взглядом...

"Нужно каждый день стараться быть лучше"-Олег Меньшиков Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1245
Зарегистрирован: 09.07.09
Откуда: Samara
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.11 17:58. Заголовок: Александра "Бело..


Александра "Белова" пишет:

 цитата:
jiva, такие худые все были.



Да уж, наживать пивные животы людям некогда было...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1238
Зарегистрирован: 06.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.11 18:11. Заголовок: Александра "Бело..


Александра "Белова" пишет:

 цитата:
.и очень выделяется сильно вытянутое лицо женщины с испуганно заинтересованным взглядом...


Как я ни силилась, но женщины никакой не нашла на фото)

Эх, русские вообще раньше считались свтелорусскими атлетами. Добрынями такими. А сейчас что?С пивными брюшками.

http://anny-buntarka.livejournal.com/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
старожил




Пост N: 5144
Зарегистрирован: 10.02.10
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.11 18:20. Заголовок: Дрянная девчонка пиш..


Дрянная девчонка пишет:

 цитата:
Как я ни силилась, но женщины никакой не нашла на фото)

Я думаю, речь шла о предыдущей фотографии, где люди с напряженными лицами слушаю сообщение о начале войны.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1239
Зарегистрирован: 06.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.11 19:34. Заголовок: Nulin пишет: Я дума..


Nulin пишет:

 цитата:
Я думаю, речь шла о предыдущей фотографии, где люди с напряженными лицами слушаю сообщение о начале войны.


А, все теперь поняла. Спасибо.

http://anny-buntarka.livejournal.com/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 111
Зарегистрирован: 03.03.11
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.11 19:55. Заголовок: Nulin пишет: Я дума..


Nulin пишет:

 цитата:
Я думаю, речь шла о предыдущей фотографии, где люди с напряженными лицами слушаю сообщение о начале войны.


Верно, извиняюсь, я не уточнила о каком кадре идет речь .

"Нужно каждый день стараться быть лучше"-Олег Меньшиков Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1249
Зарегистрирован: 06.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.11 23:06. Заголовок: Главный лагерь стран..


Главный лагерь страны
В середине июня в «Артеке» начиналась смена. Первые дети приехали в тогда еще палаточный лагерь 16 июня 1925 года. Лагеря — символ советской истории, и этот пионерлагерь тоже не исключение. Он очень гибко отражал эволюцию советской системы

Я был в разных пионерских лагерях, вполне привилегированных. Был в Звенигороде от Театрального общества и во Внуково от Литфонда. Даже был на Черном море, в Анапе, от Большого театра. И в ближнем Подмосковье, в пионерлагере Петровки, 38. (Худших малолетних преступников, чем там, нигде встречать не приходилось.) Так что изнанку советских пионерлагерей я знал хорошо. Но все равно «Артек» даже сегодня кажется чем-то очень прекрасным.

А все потому, что я в детстве очень любил «Военную тайну» Гайдара. Написана она была через 10 лет после открытия «Артека», он служил писателю прототипом лагеря, описанного в повести. О, великая сила искусства. В таком лагере хотелось побывать. И в стране, там описанной, хотелось пожить. Как жаль, что очень многое там вранье. Или, скорее, тоже мечта. Но не несбыточная. Потому что это довольно точное описание Израиля, страны, построенной примерно теми же людьми и основанной на тех же социалистических идеях. Возможно, для того чтобы это все работало, нужен какой-то сильный цемент, например национализм. Того факта, что персонажи «Военной тайны», все эти русские, поляки, башкиры, евреи — дети рабочих и колхозников, недостаточно. Классовая солидарность таким цементом служить не может.

«Артек» возник как здравница для детей, болевших туберкулезом, но очень скоро, как и все в сталинском СССР, он стал образцово-показательной потемкинской деревней. В первые годы своего существования он носил имя основателя, врача Зиновия Соловьева, и был лагерем палаточным, по-настоящему пионерским. Как в Израиле. А к 1938 году «Артек» был уже благоустроен и помпезен, и по настоятельной просьбе самих пионеров ему присвоили имя Молотова. Потом, в 1957 году, Молотов уже не котировался, но без святого-покровителя лагерю было никак нельзя, и поэтому он стал имени В. И. Ленина. (В 1955 году Московский метрополитен им. Кагановича тоже переименовали в им. Ленина, а в том же 1957 году Завод им. Молотова был переименован в ГАЗ.)

К тому времени полуостров Крым был выведен из состава РСФСР и включен в братскую Украинскую Советскую Социалистическую Республику. Это событие впоследствии окажется знаковым для главного пионерлагеря страны.

В позднесоветский период «Артек» полностью погряз в бездарном официозе, там отдыхали дети номенклатуры и амбициозные будущие комсомольские вожди (они же будущие олигархи), туда возили делегации братских стран и селебрити советской орбиты, от Джавахарлала Неру до Саманты Смит, американской девочки, написавшей письмо Горбачеву.

70 лет назад в «Артеке» была моя мама. Правда, всего неделю, поскольку ее смена началась в середине июня 1941 года. Когда объявили, что началась война, все мальчишки ее пионеротряда ужасно обрадовались, начали дружно бегать по корпусам и орать: «Ура, война! Щас выедет конница Буденного!»

«Артек» сразу же эвакуировали. Автобусами куда-то за Севастополь, а потом уже поездом в Москву. Ехали больше недели, их несколько раз бомбили. В начале июля, когда дети наконец добрались до столицы, немцы уже взяли Минск и подходили к Смоленску.

До войны еще оставалось что-то от того начального революционного порыва, от желания построить что-то человеческое. Тогда еще в «Артек» брали чахоточных детей — моя мама в детстве переболела костным туберкулезом. И начальники еще были ответственные и компетентные: при всей суматохе первых дней войны без инструкций сверху смогли эвакуировать детей.

Зато после распада СССР лагерь благополучно оказался в иностранном государстве. Теперь «Артек» — коммерческое предприятие, он не просто детский лагерь, а комплекс из 10 лагерей. У него есть бренд и символ (почему-то похожий на снежинку), а также веб-сайт, который работает из рук вон плохо.

http://anny-buntarka.livejournal.com/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2483
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.11 18:33. Заголовок: Дрянная девчонка пиш..


Дрянная девчонка пишет:

 цитата:
Главный лагерь страны


Дрянная девчонка, спасибо, интересно. Не знала многих подробностей про "Артек". Всегда считала, что в этом лагере отдыхали, если так можно выразиться, заслуженные пионеры. Наверное, поначалу это так и было. Сразу вспоминается книга Елены Ильиной "Четвертая высота". Вот ее героиня, Гуля Королева, как раз была премирована путевкой в этот лагерь. Там есть момент, когда ребята рассказывают друг другу, кого за какие заслуги наградили поездкой в Артек - кого-то за сбор хлопка, кого-то за то, что вырастил коней для Красной армии (дело было перед войной).

Дрянная девчонка пишет:

 цитата:
туда возили делегации братских стран и селебрити советской орбиты, от Джавахарлала Неру до Саманты Смит, американской девочки, написавшей письмо Горбачеву.


И историю с Самантой хорошо помню, тогда много писали об этой американской девочке - как она подружилась с ребятами, как ей хорошо жилось в Артеке и как от ее негативного мнения о жизни детей в советской стране не осталось и следа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1251
Зарегистрирован: 09.07.09
Откуда: Samara
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.11 20:09. Заголовок: ГЕНЕРАЛЫ 12 ГОДА h..


ГЕНЕРАЛЫ 12 ГОДА





Багратион Петр Иванович

(1765 — 12(24).9.1812), князь, русский генерал от инфантерии (1809), герой Отечественной войны 1812. Родился в г. Кизляре в семье полковника из старинного грузинского княжеского рода. На военной службе с 1782. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне 1787—91 и Польской кампании 1793—94. В Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова 1799 в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях. Во время войны с Францией 1805—07, возглавляя арьергард русской армии, отличился при Шенграбене, Прёйсиш-Эйлау и Фридланде. Участвовал в русско-шведской войне 1808—09, командовал дивизией, занявшей весной 1809 Аландские острова. Вовремя русско-турецкой войны 1806—12 с июля 1809 по март 1810 командовал Молдавской армией. С августа 1811 командующий Подольской армией, а с марта 1812 2-й Западной армией, которую во время Отечественной войны 1812 искусным маневром вывел с боями из-под удара превосходящих сил врага на соединение с 1-й Западной армией под Смоленском. В Бородинском сражении командовал левым крылом русской армии, проявив исключительную стойкость и личную храбрость, был тяжело ранен и скончался в с. Симы Владимирской губернии, где был похоронен. В 1839 его прах перенесён на Бородинское поле.



Никола́й Никола́евич Рае́вский

(1771—1829) — русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. После подвига под Салтановкой стал одним из популярнейших генералов русской армии. Борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. Участник «Битвы народов» и взятия Парижа. Член Государственного совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Раевским гордился А. С. Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.



Давыдов Денис Васильевич

[16(27).7. 1784, Москва, — 22.4(4.5).1839, деревня Верхняя Маза, ныне Радищевского района Ульяновской обл.], герой Отечественной войны 1812, военный писатель и поэт, генерал-лейтенант (1831). Из дворянской военной семьи. На военной службе с 1801 в кавалерии (с 1804 в гусарах). В 1806—12, будучи адъютантом генерала П. И. Багратиона, участвовал в войнах с Францией (1806—07), Швецией (1808—09) и Турцией (1809—1812), командовал отдельными отрядами, проявив решительность и личную храбрость. В начале Отечественной войны 1812 командовал батальоном Ахтырского гусарского полка. В августе 1812 предложил русскому командованию организовать партизанские действия в тылах наполеоновской армии. Командуя отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу врага. Участник заграничных походов 1813—14, командовал кавалерийским полком и бригадой. Был близок с будущими декабристами М. Ф. Орловым, Ф. Н. Глинкой, А. А. Бестужевым и др. В 1823 вышел в отставку в должности начальник штаба корпуса.



А это самый интересный персонаж, помните предок-генерал, герой войны 1812 года из сериала "Мой генерал"?

Александр Алексеевич Тучков 4-й

(7 марта 1778 — 26 августа 1812) — российский командир, генерал-майор, погиб во время Бородинского сражения.

Происходил из старинного дворянского рода, основатель которого переехал из Пруссии в Россию. В семье инженер-генерал-поручика А.В. Тучкова Александр был младшим из пяти сыновей. (Все дослужились до генеральских чинов и четверо (Николай, Павел, Сергей и Александр) из них участвовали в Отечественной войне 1812 г.).

В начале 1812 года Ревельский пехотный полк, шефом которого был Тучков, в составе 1-й бригады 3-й пехотной дивизии входил в 3-й пехотный корпус 1-й Западной армии. Тучков командовал также и этой бригадой. Бригада Тучкова сдерживала неприятеля под Витебском, Смоленском и Лубином. На Бородинском поле он, вдохновляя дрогнувший под ураганным неприятельским огнем Ревельский полк, с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей у средней Семеновской флеши. Его не смогли вынести с поля боя, вспаханного артиллерийскими снарядами и бесследно поглотившего героя.



Ермолов Алексей Петрович

Алексей Петрович Ермолов (24 мая (4 июня) 1777, Москва — 11 (23) апреля 1861, Москва) — русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818). Генерал от артиллерии (1837). Герой Кавказской войны.

С началом Отечественной войны 1812 назначен начальником Главного штаба 1-й Западной армии. В Бородинском сражении фактически выполнял обязанности начальника штаба Кутузова.После перехода русской армии через Неман Ермолов возглавил артиллерию союзных армий, с апреля 1813 командовал различными соединениями. В 1813—1814 участвовал в сражениях под Бауценом и Кульмом, в боях за Париж руководил гренадерским корпусом. Награждён орденом святого Георгия 2-й степени.




Пётр Петрович Коновницын

[28.9(9.10).1764—28.8(9.9).1822, Петергоф, ныне Петродворец], русский генерал от инфантерии (1817), генерал-адъютант (1812), граф (1819).

На военной службе с 1785. Во время русско-шведской войны 1808—09 дежурный генерал штаба действующей армии.
В начале Отечественной войны 1812 командовал 3-й пехотной дивизией; с 16 по 23 августа, командуя арьергардом, обеспечил отход главных сил и их развёртывание под Бородином. Во время Бородинского сражения после потери Семеновских флешей и ранения П. И. Багратиона временно командовал 2-й армией, организовал оборону и удержал позиции восточнее Семёновского оврага. С 6 сентября дежурный генерал штаба объединённых Западных армий. С января 1813 командовал Гренадерским корпусом, с 1814 в свите Александра I.
В 1815—19 военный министр. С 1819 член Государственного совета, начальник военно-учебных заведений, главный директор Пажеского и др. кадетских корпусов и Царскосельского лицея.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2549
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.11 20:51. Заголовок: jiva, большое спасиб..


jiva, большое спасибо за иллюстрированный рассказ о героях 1812 года. И песня подобрана очень хорошая.

jiva пишет:

 цитата:
А это самый интересный персонаж, помните предок-генерал, герой войны 1812 года из сериала "Мой генерал"?


Так вот каким он был, оказывается. Мужественный и красивый.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 4475
Зарегистрирован: 23.11.05
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.11 17:08. Заголовок: jiva пишет: А это с..


jiva пишет:

 цитата:
А это самый интересный персонаж, помните предок-генерал, герой войны 1812 года из сериала "Мой генерал"?


Кудрявенький, как СЖ , не зря Сергея выбрали его правнуком.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
старожил




Пост N: 5217
Зарегистрирован: 10.02.10
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.11 10:07. Заголовок: Ирина пишет: Сразу ..


Ирина пишет:

 цитата:
Сразу вспоминается книга Елены Ильиной "Четвертая высота". Вот ее героиня, Гуля Королева, как раз была премирована путевкой в этот лагерь. Там есть момент, когда ребята рассказывают друг другу, кого за какие заслуги наградили поездкой в Артек - кого-то за сбор хлопка, кого-то за то, что вырастил коней для Красной армии (дело было перед войной).

За хлопок - Мамлякат, Ирина).
Дрянная девчонка, спасибо за рассказ об "Артеке". Но мне все же кажется, что материал несколько тендециозен. "Артек" - срез СССР. Как постепенно союз приходил в упадок, так и в лагере менялась жизнь, порядки. Но всё же было там и много хорошего. По крайней мере, мне очень хочется в это верить, мое детство прошло под знаком существования этого идеального всесоюзного лагеря. А детские идеалы - вещь сильная).

jiva, спасибо за историческую справку). Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Нынешнее племя... Теплоход утонул, хоть бы у кого из сильных мира сего совесть проснулась, чтобы сами подали в отставку. Нееее. Не просыпается. Видимо, в виду отсутствия. Богатыри - не мы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1255
Зарегистрирован: 09.07.09
Откуда: Samara
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.11 19:32. Заголовок: Евгений Халдей - лет..


Евгений Халдей - летописец Победы

Вехи биографии:
10 апреля 1916 г. родился в местечке Юзовка (ныне г. Донецк) в Украине
1925-1930 г. учился в средней школе, подрабатывал подмастерьем в фотоателье
1928 г. смастерил свой первый фотоаппарат
1930-1932 гг. учился в школе ФЗУ при заводе «Сталь», работал чистильщиком в паровозном депо. Купил «настоящий» фотоаппарат «Фотокор-1».
1932 г. зачисляется фотокорреспондентом в Донбасский филиал «Прессфото» Украины
1933-1936 гг. работает фотокорреспондентом в региональных газетах «Металлист», «Сталинский рабочий», «Социалистический Донбасс»
1934 г. работает фотокорреспондентом агентства «Союзфото» по Донбассу
1935-1936 г.г. первый успех: занимает 2-ое место на общегородских фотовыставках в Сталино
1936 г. зачисляется штатным корреспондентом в фотохронику ТАСС
1937-1939 г. проходить службу в Красной Армии
1941-1945 гг. становится собственным корреспондентом ТАСС на фронтах ВОВ
1945 г. проводит съемку на Потсдамской конференции
1946 г. осуществляет съемку на Нюрнбергском процессе
1948 г. уволен из фотохроники ТАСС по сокращению штатов
1950-1960-е гг. работает фотокорреспондентом в журнале «Клуб», Всесоюзном обществе культурной связи с заграницей, газете «Правда»
1960-е гг. выполняет серию больших репортажей
1973 г. зачислен фотокорреспондентом в редакцию газеты «Советская культура»
1997 г. 7 октября скончался в Москве









Имя Евгения Халдея известно немногим, его фотографии – всем. По крайней мере две: выполненный в мае 1945 года снимок «Знамя над Рейхстагом», который стал настоящим символом Победы, и знаменитая фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года. Эти два кадра дают яркое, но, разумеется, неполное представление о творчестве Евгения Халдея. Его кадры 1941 – 1946 годов, запечатлевшие войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в бесчисленных учебниках, документальных книгах, энциклопедиях. С его снимков глядят на нас передовики производства и стахановцы, солдаты и генералы, беспечные дети и занятые государственными делами партийные чиновники, безвестные шахтеры и главы мировых держав. Эти фотографии стали историей – историей огромной страны и историей одного человека, большого мастера, тонко чувствующего суть и смысл своей работы, обладающего даром исключительной творческой выразительности, уважающего и понимающего своих героев.

Евгений Ананьевич Халдей родился 10 апреля 1916 года на Украине, в шахтерском городке Юзовка (теперь Донецк). Время и место его появления на свет отнюдь не предвещали безоблачного детства: на Украине шли бои Гражданской войны, причем собственно военные действия перемежались с излюбленным в тех местах развлечением – еврейскими погромами. Родителей Евгения, правоверных евреев, это затронуло самым трагическим образом. В 1917 году, когда в их дом ворвались погромщики, его мать была убита, а будущий фотограф, которого она прикрывала своим телом, получил свое первое и единственное пулевое ранение. Пуля, прошедшая тело матери, застряла под ребром у ребенка, и Евгений выжил лишь благодаря усилиям местного фельдшера. Осиротевшего мальчика приняла к себе бабушка, которая воспитывала Евгения в строгих еврейских традициях.

Впрочем, интересы мальчика с самого младшего возраста лежали отнюдь не в религиозной плоскости. Будущий фотограф явно предпочитал местное фотоателье, где он работал подмастерьем, помогая фотографу-соседу промывать и сушить отпечатки.

В 1928 году, в возрасте всего 12 лет, Евгений Халдей смастерил свою первую фотокамеру: объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом – обычная картонная коробка. С помощью этого устройства он сделал свой первый снимок, который запечатлел городскую церковь. Церковь вскоре была разрушена, и мальчик, ставший обладателем исторической фотографии, начал задумываться о силе фотоискусства.

Впрочем, эпоха к подобным мыслям не располагала. В 1930 году на Украине начался голод. Евгений Халдей, который к 1930 году окончил пять классов средней школы, «приписал» себе еще один год и устроился чистильщиком в паровозное депо. Тяжелая работа стала средством выживания: рабочая карточка обеспечивала пайку в 800 граммов хлеба в день. К тому же, работа открыла новые финансовые и творческие возможности. Халдей с рассрочкой на год приобрел фотоаппарат Фотокор-1 и принялся с энтузиазмом фотографировать заводскую жизнь. На один из этих снимков, запечатлевший рабочего у газгольдера, обратил внимание редактор заводской газеты. Это и стало началом трудовой биографии Халдея-фотографа. Вскоре он сотрудничал в многотиражке на постоянной основе, участвуя во всем от разноса тиража по цехам до съемки передовиков производства. Сотрудничал Халдей и с агитбригадой – здесь он занимался выпуском стенгазеты.

В это время фотограф был вынужден работать с примитивнейшим оборудованием, сделанным по преимуществу собственными руками. Его основным «орудием производства» была уже упоминавшаяся камера с тросиком и палочка с прибитой крышкой от сапожного крема, в которой на ватке содержался порошок магния. Учился Халдей на ходу: в чем-то ему помогал редактор, что-то начинающий фотограф подсматривал в харьковских и киевских газетах, в журнале «Пролетарское фото», а что-то подсказывала и сама жизнь. Его учебниками с некоторой натяжкой можно назвать только брошюры «Фотокоры на стройках социализма», «Фото в работе политотделов МТС и совхозов», «20 правил фоторепортажа» и др. С натяжкой – потому что посвящены эти пособия были по большей части идеологическому содержанию фотоснимков и правильному отображению советского человека, лицо которого должно быть «озарено идеей построения коммунистического общества». Технические же азы Халдей постиг в полном смысле слова «самоучкой».
Упорство и талант фотографа быстро стали приносить плоды. Фотограф начал сотрудничество с украинским «Прессфото, а позднее и агентством «Союзфото» в Москве. В эту организацию пятнадцатилетний Халдей в картонной коробке отправлял свои стеклянные негативы – за каждый снимок, принятый в фототеку агентства, фотографу платили 5 рублей. 1933 год Халдей встретил в газете «Сталинский рабочий». На ее первой полосе нередко появлялись передовицы с выполненными Халдеем фотографиями, главным образом репортажными снимками и портретами шахтеров с кирками и отбойными молотками. Вскоре Халдея заметили и снова повысили – новым местом работы фотографа стала газета «Социалистический Донбасс». Впрочем, слава фотографа уже вышла за рамки газетной. В 1935 и 1936 годах, два года подряд, фотографии двадцатилетнего Халдея получали вторую премию на Вседонецких фотовыставках.

В 1936 году Халдей приехал покорять Москву. Молодому фотографу сопутствовал успех – он поступил на работу в Фотохронику ТАСС. Впрочем, в столице Халдей не задержался. Для него началась разъездная жизнь: командировки на Западную Украину, в Якутию, Карелию и Белоруссию. Интенсивная работа способствовала развитию творческого мастерства, немалому учится Халдей и у лучших мастеров современности – по их фотографиям в журналах «СССР на стройке» и «Огонек». Формула его успеха – точная режиссура каждого снимка, тщательный отбор будущих героев, выгодные ракурсы лучших достижений советской промышленности. Этим годам принадлежат сделанные в репортажной манере фотографии Алексея Стаханова и Паши Ангелиной, классические портреты молодого М. Растроповича и Д.Шостаковича – одни из самых знаменитых работ Халдея мирного времени.

Но мирное время подходило к концу. «22 июня я вернулся из Тархан, где отмечали 100-летие со дня смерти Лермонтова, - вспоминал Евгений Халдей в своих записках. - Я снимал там ребят из сельского литературного кружка. Один мальчик читал стихи: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром...», а я просил его повторять эти строчки снова и снова, чтобы сделать хорошие дубли. Если бы знать! И вот приехал утром в Москву, подхожу к дому - а жил я неподалеку от германского посольства, смотрю - немцы из машин выгружают узлы с вещами и заносят в посольство. Я не мог понять, что происходит. А в 10 утра позвонили из фотохроники и приказали срочно явиться на работу. В 11 Левитан начал говорить по радио «Внимание, говорит Москва, работают все радиостанции...В 12 часов будет передано важное правительственное сообщение». Он твердил это в течение целого часа - нервы у всех были на пределе. В 12 раздался голос Молотова. Он слегка заикался. И тут мы услышали страшное: «...бомбили наши города Киев, Минск, Белосток...» Евгений Халдей вошел в группу военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Он попал на Северный флот и потом всю войну носил черную морскую форму. Со своей камерой Leica он прошел всю войну, все 1418 дней и расстояние от Мурманска до Берлина. Халдей запечатлел Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. Он участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, а на Нюрнбергском процессе его фотографии были представлены в числе вещественных доказательств.

Интересная история связана со знаменитой фотографией «Знамя над Рейхстагом». Фотограф, на время приехавший в Москву, получил задание срочно вылететь в Берлин: «Там штурмуют центр, надо это заснять, а еще лучше сфотографировать, как бойцы водружают красный флаг над Рейхстагом». Флаг фотограф «организовал» еще в Москве: одолжил красное полотнище у завхоза Фотохроники ТАСС и нашел портного, который за несколько часов сшил из него флаг со звездой, серпом и молотом. Древко для знамени нашлось на чердаке уже захваченного Рейхстага. Все было готово: двое автоматчиков с импровизированным знаменем забрались на крышу Рейхстага, а Халдей запечатлел исторический момент на фотопленку. Тем же вечером фотограф с драгоценным снимком отправился в Москву, а затем вновь вернулся в Берлин – снимать поверженную столицу Германии, солдат-победителей, оставляющих свои автографы на колоннах рейхстага, девушку-регулировщицу, строго следящую за движением транспорта у Бранденбургских ворот...

Умение не только использовать в свою пользу обстоятельства, но и при необходимости делать небольшие постановки снова пригодилось Халдею во время съемок на Нюрнбергском процессе. Здесь фотограф столкнулся с невозможностью сменить точку съемки: фотографу было запрещено перемещаться по залу, а все участники процесса занимали строго определенные места. Проблема решилась подкупом охранника – за две бутылки виски он согласился в нужный момент подвинуться, чтобы позволить фотографу заснять Геринга в нужном ракурсе. А годом раньше Халдей выполнил другой весьма известный снимок, запечатлевший Сталина в белом парадном мундире в дни Потсдамской конференции.

Однако после войны для Евгения Халдея настали трудные времена. По «пятой статье» его увольняют из ТАСС. Официальная формулировка была, разумеется, другой – «сокращение штатов», а по менее обтекаемому выражению партийных чиновников использовать Халдея далее как фотографа было «нецелесообразно». Его снимки вновь появились в центральной печати лишь спустя почти десять лет, когда Халдей поступил на работу в газету «Правда», где проработал пятнадцать лет. В шестидесятых годах Халдей выполнил серию больших репортажей, из которых можно отметить репортаж о студентах Московского университета и репортаж о плавании советского атомохода «Ленин». В 1973 году Халдей был зачислен фотокорреспондентом в редакцию газеты «Советская культура», откуда уволился в связи с уходом на пенсию. Его имя, некогда гремевшее со страниц фронтовых передовиц, стало забываться. Впрочем, для профессионалов Евгений Халдей по-прежнему оставался выдающимся.

Полностью историческая справедливость восстановилась лишь в 1995 году, за два года до смерти Евгения Халдея. В этом году на фестивале фотожурналистики в Перпиньяне (Франция) Халдея чествовали наравне с другим мэтром военной фотографии, американцем Джо Розенталем, а особым указом французского президента фотографу было присвоено звание рыцаря ордена искусств и литературы. Там же, в Перпиньяне состоялась встреча Евгения Халдея с Марком Гроссе. В то время директор фотошколы Icart-Photo, не раз входивший в состав жюри знаменитого фотоконкурса World Press Photo, Марк Гроссе уже писал о Евгении Халдее свою монографию, которая вскоре вышла под названием «Халдей. Художник из Советского Союза». В том же 1995 году в США с большим успехом прошли выставки фотографий Халдея. Хотя и с опозданием, работы фотокора ТАСС все же заняли достойное место в золотом фонде мировой фотографии. Во всяком случае, так утверждают французские критики, согласно которым «Знамя над Рейхстагом» известно «любому человеку в западном мире», и является «неотъемлемой частью нашего коллективного сознания».

Сам Евгений Халдей в 80-е и 90-е годы двадцатого века по преимуществу работал дома. Его маленькая квартира превратилась в фотолабораторию и место сбора для коллег. Он продолжал заниматься фотографией, любимым делом, которому отдал 65 лет своей жизни, даже тогда, когда не мог точно навести резкость на увеличителе без помощи учеников. Евгений Халдей скончался 7 октября 1997 года на 81-м году жизни в Москве.

Интервью с дочерью знаменитого фотографа Анной Халдей.


- Свою первую военную фотографию Евгений Халдей сделал 22 июня 1941 года в 12 часов - собравшиеся у репродуктора люди слушают обращение Молотова о том, что началась война.

- Отец приехал в Москву накануне - он снимал юбилей Лермонтова в Тарханах. Смотрит, что-то люди собираются. Выскочил на улицу с фотоаппаратом, а как раз в 12 часов было официальное обращение Молотова. Люди стояли перед репродуктором с напряженными лицами, в полной растерянности, в непонимании, что происходит, что их ждет впереди. Впоследствии оказалось, что это единственная фотография, сделанная именно 22 июня.



- А Евгений Халдей прослеживал судьбы людей, которых он снимал?

- Судя по записям в блокнотах, которые у него остались, он искал своих героев. Так было и с летчиками, и с разведчиками, и с регулировщицей у Бранденбургских ворот. Вот если говорить о той фотографии 22 июня, там на переднем плане двое людей - Анна Трутнева и Бобряев. Халдей нашел их после войны. Они выжили: Анна работала всю войну водителем, Бобряев воевал. Есть фотографии послевоенные. И так было со многими его героями.

- Рассказывают, что многие кадры были постановочными, то же «Знамя над Рейхстагом». Даже флаги, которые так гордо развеваются над Берлином, были, так сказать, домашней заготовкой.

- Да, их сшили из скатертей. Халдей приехал в Москву, пришел в фотохронику ТАСС к завхозу и говорит: «Дай мне три красные скатерти взаймы». Тот начал выяснять: зачем, для чего? «Да мне, - говорит, - ненадолго, я верну». Его друг Кишицер, у которого он жил, сшил три флага, из простыней вырезали серп и молот, сами их нашили.

Отец прилетел в Берлин 2 мая. А там уже чувствовалось всеобщее ликование. Все стремились к Рейхстагу, каждый хотел расписаться на стене, привязать свою тряпочку - весь Рейхстаг был увешен обрывками красной ткани.

Халдей взял из толпы первого попавшегося солдата и потащил на крышу Рейхстага, где они долго прилаживали знамя, пытаясь найти более выигрышный ракурс.

Тогда же, в Берлине, он встретил своего друга - поэта Евгения Долматовского. Он, забравшись на танк, читал стихи, которые сочинил прямо на ходу: «Идут гвардейцы по Берлину и вспоминают Сталинград...»

Хотя воевали они не вместе, нашли друг друга, все же журналисты были. Есть фотография: молодой Долматовский с головой фюрера под мышкой.



- А откуда взялась голова Гитлера?

- Просто валялась на улице. Это, видимо, когда-то был бюст, рейхсканцелярия была рядом.

- Говорят, более 6 тысяч фотографий сделал Халдей за время войны.

- Думаю, гораздо больше. На второй день войны он улетел на фронт, на Северный флот, в Мурманск.

Это был очень тяжелый плацдарм. В один день 360 тысяч зажигательных бомб фашисты сбросили на Мурманск. И от города практически ничего не осталось - только пепелище и печные трубы. И вот Халдей стоял и снимал эту жуткую картину. И идет старая женщина. Подошла к нему и говорит: «Ну что же ты, сынок, снимаешь наш позор, нашу беду? Лучше фашистов скорее бейте, тогда и будешь снимать». Это был 41-й год. У Халдея есть похожая фотография: в 45-м году в Берлине на развалинах копошатся уже немецкие старушки.

- Удивительный факт: ваш отец постоянно был в самой гуще событий и за всю войну не получил ни одного ранения.

- У него есть фотография: сбитый фашистский самолет. В сопках упал. Летчики успели катапультироваться. Разведчики пошли их искать, и отец с ними. Все отснял, а вечером, когда пришел в комендатуру, видит, там летчики сидят с того сбитого самолета, их допрашивают через переводчика. И вдруг один из пленных вскочил и начал показывать пальцем на Халдея. Тот не понял, спрашивает: «В чем дело?» А фашист отвечает: «Пока ты фотографировал наш сбитый самолет, я стоял позади тебя с финкой. Хотел тебя убить, да испугался, что ты вскрикнешь, и нас сразу найдут». И вот есть фотография, как этих пленных немцев ведут с завязанными глазами.

- А ведь многие фотографии вашего отца не печатали в советские годы.

- У него есть фотография «Снова жизнь» - там пляж, люди загорают. А на заднем плане - руины, разрушенный Севастополь. Ее действительно долго не давали в печать: как же, война, а тут кто-то улыбается и загорает под зонтиками! А ведь эта фотография была сделана в только что освобожденном Севастополе 9 мая 1944 года, ровно за год до окончания войны.

И еще одну фотографию цензура почему-то не пропускала. Еврейская пара из гетто в Будапеште с нашитыми звездами. Это был 45-й год, Будапешт уже освободили, и Халдей рассказывал: «Я иду по улочке, а эти двое мне навстречу. Хотя в общем-то знали, что советские войска вошли, женщина остановилась, и какое-то напряжение почувствовалось. Я начал по-немецки им объяснять, что я русский, советский. Женщина расплакалась. Я их сфотографировал, а потом они прямо у меня на глазах стали срывать звезды, которые у них были нашиты на пальто». Этот негатив пролежал в запаснике 60 лет.

- Халдей снимал весь Нюрнбергский процесс. И я даже слышала легенду, будто бы Герингу в буквальном смысле досталось из-за него по шее.



- Это не легенда. Нюрнбергский процесс шел почти год, и Халдей постоянно снимал. И вот однажды, когда Геринг сидел у себя в камере и ел, Халдей залетел туда и сфотографировал. Геринг закричал на него: «Пошел отсюда вон!» Поскольку он такой господин, на золотой посуде привык кушать, а тут галеты, фасоль ему плюхнули в миску. Он начал возникать, возмущаться. И подошел американский солдат, который их охранял. «В чем, - спрашивает, - дело?» - «Да вот, - отвечает Халдей, - Геринг что-то возмущается, не хочет, чтобы его тут фотографировали». Солдат американский недолго думая подошел к Герингу и как даст дубинкой по шее! Прилично так ему заехал. После этого Геринг сложил ручки и покорно согласился фотографироваться.

- А Халдей был близко знаком с кем-нибудь из известных военачальников?

- Халдей всегда с большим уважением относился к Жукову, тот был для него чуть ли не кумиром. Он не был с ним дружен, но ему удалось сделать его последнюю прижизненную фотографию. Халдею вдруг позвонил адъютант Жукова и говорит: «Георгий Константинович хотел бы с вами встретиться». Жуков попросил напечатать для него фотографию большого размера - метр на метр двадцать.

- Ту самую, где он выезжает из Спасских ворот на параде?

- Ну да. Отец очень волновался перед встречей. Приехал личный шофер Жукова, отвез его на дачу. Стали беседовать, Георгий Константинович говорит: «Я старый кавалерист, и для меня очень важно, что на этой фотографии все четыре ноги лошади парят в воздухе. Как вам удалось это снять?» А Халдей отвечает: «Я ничего не помню. Потому что, когда вы выехали из ворот, оркестр грянул «Славься», у меня комок к горлу подступил, и я на автомате снимал, снимал, снимал...»


Ну и сами фото, целая эпоха...

Ударник Николай Стаханов с подаренным Сталиным автомобилем, 1936 г.



22/06/1941. Москвичи на Никольской слушают объявление по радио о начале войны: "Первый день войны"



Разбомбленный Мурманск





Пехота, Север





"Север, дело тонкое"



Флот





Штурман бомбардировщика:



Та самая фотография Севастополя в 1944 г



Те самые пленные немецкие летчики, которые чуть не убили автора фото



Евреи в Варшавском гетто



Берлин!!



2 мая 1945 года Евгений Ананьевич сделал фотографию Марии Тимофеевны Шальневой (Ненаховой), родом из Воронежа, которая, будучи ефрейтором 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулировала движение военной техники недалеко от рейхстага в Берлине. Эта фотография была опубликована во многих газетах мира.



Знамя победы над Рейсхстагом



Парад Победы





Халдей на Параде Победы



"Летящий" Жуков - все 4 копыта лошади в полете.



Война с Японией





Нюрбергский процесс



Вильгельм Кейтель дает присягу



Геринг



Потсдамская конференция



Послевоенные фото:









Студенты МГУ



В средней школе



На Красной площади



В Третьяковке



Футбол на льду возле атомного ледокола «Ленин», 1960-е годы





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2575
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.11 07:34. Заголовок: jiva пишет: Евгений..


jiva пишет:

 цитата:
Евгений Халдей - летописец Победы


jiva, большое спасибо за рассказ о таком замечательном человеке. Эти фото бесценны.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1286
Зарегистрирован: 09.07.09
Откуда: Samara
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.11 18:30. Заголовок: http://waralbum.ru/w..




Фото-реконструкция подвига лейтенанта А.А. Куксина, спасшего сержанта Н.Ф. Евсеева от неминуемого немецкого плена.

4 января 1943 года группа из шести истребителей И-153 «Чайка» 611-го истребительного авиаполка (5-я воздушная армия) во главе с командиром эскадрильи старшим лейтенантом А.А.Куксиным штурмовала войска противника в районе станицы Абинской.

В конце штурмовки в двигатель самолета старшего сержанта Н.Ф. Евсеева попал зенитный снаряд. Летчик был вынужден посадить машину на территории противника. Немцы заметили это и уже бежали к советскому самолету. Увидев это, старший лейтенант Куксин под прикрытием других летчиков немедленно полетел на выручку и приземлился у подбитого самолета. Оставшиеся в воздухе четыре «Чайки», встав в круг над Куксиным и Евсеевым, расстреливали подбегавших со всех сторон немецких солдат из пулеметов. Куксин приказал сержанту лечь на левую плоскость своей машины, зажать под левой мышкой стойку полукоробки, обеими руками держаться за переднюю кромку крыла и поднял самолет в воздух. С Евсеевым на крыле он пролетел более ста километров и благополучно приземлился на своем аэродроме.

Командующий 5-й воздушной армии наградил старшего лейтенанта А.А.Куксина орденом Отечественной войны I степени, а старшего сержанта П.Ф.Евсеева — орденом Отечественной войны II степени. Это были первые ордена, полученные летчиками 611-го истребительного авиаполка.

взято здесь

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
старожил




Пост N: 5336
Зарегистрирован: 10.02.10
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.11 18:45. Заголовок: jiva, спасибо. http:..


jiva, спасибо. Какие же отважные люди.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 80 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик Подробнее...

показывать это сообщение только администрации форума
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 Просмотров сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



. ..
© Cайт «Мой Кумир», 2005-2016. Форум,