Киношник Кинокомпания «Андреевский флаг» провела фокус-группы по фильму Новая Земля Александра Мельника. Ниже – основные результаты исследования.
Потенциальный зритель кинокартины – думающие, подростки от 14 до 23 лет, учащиеся. Также интеллектуальная молодежь от 18 до 25 лет, с высшим образованием, преимущественно мужчины. Дополнительная аудитория - мужчины и женщины в возрасте от 25 до 35 лет, с высшим образованием.
Больше позитивных оценок фильма среди подростков. Также среди них в разы больше попыток по-разному интерпретировать фильм или его отдельные эпизоды. В то время как взрослым свойственна критическая оценка сугубо предметного мира кинокартины и почему-то нездоровое сопоставление с реальностью.
В процессе опроса респонденты часто употребляли слова и словосочетания: «заставляет думать, качественное кино, жестоко, размышлять, додуматься, докопаться».
ПОНИМАНИЕ. Фильм потребовал у зрителей времени для осмысления, так как затронул круг морально-этических проблем.
На вопрос «О ЧЕМ ФИЛЬМ?» были получены следующие ответы: «Человек в любых обстоятельствах должен оставаться человеком», «О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ», «ЛЮДИ ПО НАТУРЕ ЖЕСТОКИ», «ОБ ИСПРАВЛЕНИИ: «ПЛОХОЙ МОЖЕТ СТАТЬ ХОРОШИМ».
КАТЕГОРИИ. При описании фильма использовались категории: «добро-зло», «личность -общество», «модель общества – начальник-заключенный».
СЮЖЕТ. Многие отмечали динамику развития действия: «фильм держит в напряжении от начала и до конца». Однако не обошлось и без претензий к фильму: у зрителей возникло ощущение недоработанности: скомканности некоторых моментов. Выделим два критических эпизода. Первым был назван финал картины (не хватило воздуха, длительности полета, саспенса), а второй - когда у колонистов – раз! - и оказалась построена «молельня», а зрители потерялись во времени.
ЖАНР. Подростки сразу брались заявлять жанр – фантастики, а взрослые зрители, наоборот, делали замечания о нереалистичности, оценивая фильм как вполне реальное событие.
САРАФАННОЕ РАДИО. Ограниченная рекомендация. Исключение составляют близкие с неустойчивой нервной системой, а также родственники старшего поколения. Большинство респондентов (66 высказалось за просмотр в кинотеатре, 22% - дома; по ТВ – 11%. Многие отмечали спецэффекты, в полной мере ощутимые только на большом экране.
БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ПЛЮСЫ. Зрители все без исключения угадали тему фильма и его серьезный настрой. Высоко оценили работу оператора и звукорежиссера, также режиссерский подбор актеров. Положительные эмоции вызвали яркие образы, созданные актерами второго плана. Цит.: «Ещё расстановка: белый- черный, большой- маленький, голубой- оранжевый, очень хорошо подобраны, поэтому эта битва эффектно смотрится».
ИМЕНА. Фамилию «Мельник» кто-то из зрителей слышал, тема касалась кино, но прямых ассоциаций нет. Аналогичная история с актером Константином Лавроненко. Совсем мимо имя автора сценария - Арифа Алиева. У зрителей Марат Башаров и Ингеборге Дапкунайте сливаются с проектом Первого канала «Звезды на льду».
Самая прямая ассоциация с кино у зрителей упоминание Сергея Жигунова (Самая первое воспоминание - ситком на телеканале СТС «Моя прекрасная няня»). НАЗВАНИЕ КИНОФИЛЬМА. многие респонденты говорили, что где-то уже его слышали. Прямая ассоциация – «открытие».
ТРЕЙЛЕР. Положительная оценка, благодаря операторской работе, в частности, северным пейзажам. Ассоциация с фильмами Остров реж. П. Лунгина (2007), Королевская битва (Киндзи Фукасаку), Побег из Шоушенка реж. Фр. Дарабонт (1994).
ЖИЛИН (К.Лавроненко) В понимании одних – положительный (ассоциация с реальной историей, с Виталием Калоевым, осужденным за убийство авиадиспетчера), в понимании других – отрицательный. Такие зрители руководствуются тем, что убийство ничем нельзя оправдать. Имя Жилина его не запоминают. Не хватает предыстории; Жилин и его семья.
СИПА (Андрей Феськов) Вызвал взрыв эмоций, зрители подарили Сипе самое продолжительное обсуждение. Живой отклик получили его юмор, нумерологию и размышление про третий участок. Зрители цитировали шутки. В целом Сипа вызвал положительные эмоции, одна девушка даже назвала его: «Иисусиком». Ницшеанская философия беса – принята зрителями без колебания положительно. Только кое-кто назвал его снисходительно психом или забавным маньяком.
Зрителям не хватило Жигунова – просили побольше. Сопереживание вызвали эпизодические персонажи: Якут, Старый Кавказец, Молодой Кавказец, Морячок. Самые сильные эмоции вызвал Якут – респонденты отмечали силу воли, любовь к справедливости, храбрость.
На женщин и девушек произвели большое впечатление моменты:
- Якут заботится о лемминге,
- Баночка с бумажными человечками у Толи-Слесаря,
Яркие моменты: - Жилин идет по скалам, спускается по горной реке. Но зритель не связал этот эпизод с повествованием фильма. В случае, положительной развязки – Жилин спасается – первый эпизод (с цветком) мог бы трактоваться зрителем, как флеш-бек;
- Мечты заключенных;
- Уединение Жилина – жизнь вне лагеря;
- Подростки оценили, как сильную и тяжелую сцену, белой женщины, отдающей приказ о расстреле, под классическую музыку, на стене картина;
- Игра «Последний – мертвый!»;
- Радость колонистов, когда обнаруживают самолет;
- Человечки в банке;
- «Кувыркание неваляшки» – попытка охранника-блондина (приспешника Обезьяна) вывернуть куртку наизнанку и избежать наказания;
- Появление американцев;
- Приказ о расстреле;
- Финальные титры.
Отрицательные эмоции вызвало: - английская речь у русскоговорящих актеров;
- нереалистичность образа маньяка – Сипы.
Непонятно: - Марта в каюте – откуда у нее досье Жилина, почему она сжигает письма?;
- Самоубийство Сипы;
- Кому предназначены были переданные Жилиным Марте письма?;
- Финал: умер ли герой, или остался жив?
Киноассоциации: роман «Робинзон Крузо», «Таинственный остров»
роман У. Голдинга «Повелитель мух» ( Nulin Вы были правы
)
сериал Остаться в Живых
телепередача Первого телеканала Последний герой
отечественный кинофильм Сволочи
японский фильм Королевская битва
западные фильмы: Код Апокалипсиса, Воздушная тюрьма
www.kinoafisha.ru